http://www.gudok.ru

Владислав Чернушенко

ТВ плюс дебилизация всей страны

      Всемирно известный дирижёр, художественный руководитель Певческой капеллы Санкт-Петербурга Владислав Чернушенко считает, что главный ресурс возрождения России — это наш великий народ, его культурно-исторические традиции.
      — Владислав Александрович, сегодня пропаганда классического искусства — не только музыки, но и литературы, драмы, живописи — отодвинута на обочину. Главная магистраль, выражаясь по-железнодорожному, занята эстрадными массовыми зрелищами — "Фабрика звёзд", "Народный артист"... Как вы оцениваете эти проекты?
      — Конечно, таланты надо искать и взращивать, но когда за талант принимается посредственность, когда героя определяет телевидение, а не слушатель, это неправильно. Можно как угодно хулить советский период, но нельзя не признать, что и телевидение, и в особенности радио были источниками тех программ, которые носили очень важный просветительский и воспитательный характер. Мы, будучи молодыми людьми, слушали по радио такие изумительные драматические спектакли с выдающимися актёрами, замечательную музыку с очень доступными и правильными комментариями к ней. Государство было озабочено воспитанием своего народа, привитием ему художественного вкуса. Всё делалось для того, чтобы не опускать людей до уровня низкопробного творчества, а каждого гражданина страны подтянуть до уровня высокой культуры, подлинного искусства.
      — Сегодня всё наоборот: пошлые юмористические передачи у многих людей вызывают уже аллергию. Спасибо хоть "Аншлаг" собираются убрать из прайм-тайма...
      — Вы говорите об "Аншлаге", но это малая часть айсберга. Всё равно мы видим Петросяна, Степаненко и всю эту команду ряженых с дешёвыми шутками. Это не должно лезть из всех щелей и вываливаться в таком объёме на слушателей. Существует достаточно много образцов подлинной культуры, в которых общество нуждается для того, чтобы обрести духовную стойкость и силу, вернуться к самим себе. Ведь нам всё время приходится думать, как сберечь себя, как сохранить ту Россию, которую мы знали.
      На нас с телеэкрана льются ложь и подтасовка исторических фактов. Вот недавно прошла "Московская сага": те серии, которые я видел, вызвали у меня просто омерзение от того, как фальсифицируется наша история. Я не беру актёров, многие показали прекрасные образцы актёрского творчества, у меня к ним в этом смысле претензий нет. Но сам материал подаётся не как вымысел, а как одно из доказательных явлений отечественной истории. Но ведь мы жили в то время и ещё кое-что помним из того, что происходило. Фильм представляет руководителей государства в определённом свете, намеренно искажая их облик, их деятельность, путая факты, подсовывая лжеинформацию и работая совершенно в определённом ключе — на дальнейшее расслоение нашего общества, на дезинформацию, на запутывание мозгов, особенно молодых людей, которые ничего этого не знают.
      — Истошный визг вызвал запрет на показ в дневное время фильмов, содержащих сцены насилия. А создание на телевидении попечительских советов тут же интерпретировали как введение цензуры. Послушать либералов, так мы должны восторгаться тем безобразием, которое льётся с телеэкрана.
      — Нас всё время подталкивают к пропасти, на дне которой чернота и ничего более. Вы говорите о насилии. А сквернословие? А отсутствие нормальной, культурной речи? Раньше за каждое неправильно произнесённое слово диктор получал выговор. Сегодня картавые, вертлявые, с ужасной дикцией люди имеют свои передачи, говорят на чудовищном языке, вдалбливают в слушателей какие-то непостижимые идеи.
      В дневные часы, когда дети приходят из школы, на них вдруг вываливается из телевизора всякое непотребство. Их растлевают уже с самого начала. Если у нас это называется свободой слова, свободой предпринимательства, то во всех нормальных цивилизованных странах за это карают.
      — Американское телевидение просто пуританское по сравнению с нашим!
      — Да, мы недавно вернулись из Соединенных Штатов, где провели месяц, но ни разу не видели ничего подобного по официальному телевидению. По платным каналам — пожалуйста, кому что нравится. А государственное телевидение не позволяет себе ни таких фильмов, которые идут у нас, ни пропаганды алкоголя и курения. А у нас как будто прорвало канализацию — так и льётся. В Америке, если тебя увидят на улице с откупоренной бутылкой пива, ты получишь штраф немедленно. А у нас смотришь: девчонки 12–13 лет идут с бутылками в руках. Для них это становится модным, потому что это рекламирует наше телевидение.
      — Культура и образование — те гвоздики, на которых держится общество. Настоящую культуру подменили суррогатом, теперь пытаются перекроить систему образования на западный манер. Как вам эта абсурдная идея подчинить творческие и ведомственные вузы Министерству образования?
      — Это не абсурд, это преднамеренная акция тех, кого можно назвать недоброжелателем и врагом России. Наша система, наша школа образования давала и продолжает давать великолепные результаты. За 23 года моего пребывания в должности ректора Консерватории не раз и не два Союзу ректоров приходилось отбивать наскоки разных людей, которые хотели лучшую в мире систему профессионального образования исковеркать и подчинить зарубежным стандартам, которые неизмеримо более слабые, чем сложившиеся в России.
      Те люди, которые сегодня проводят этот курс, решают какие-то свои задачи. Они не думают о том, что их дети и внуки окажутся в трагической ситуации. Их это не интересует, потому что они временщики, живут только сегодняшним днём и только для себя.
      Слава Богу, что ещё сохраняются здоровые молодые силы в России. Но если произойдёт то, о чём вы говорите, с теми же самыми вузами, если этот процесс пойдёт дальше и начнётся приватизация театров, концертных организаций, музеев — всего того, что государство сегодня пытается скинуть со своих плеч, то, может быть, восстанавливать уже будет нечего. Потому что всё будет окончательно разрушено, и мы будем сидеть на развалинах нашего Отечества.
      Мне кажется, что сегодня на нас идёт асфальтовый каток, его толкают те силы, которые борются со своим народом. Этот народ им не нужен, и эта культура им не нужна. Они хотят превратить нашу страну в придаток мирового рынка, в территорию, которой нужно овладеть, природные богатства которой должны стать источником благополучия многих других стран, но не своего народа.
      — У катка, наехавшего на российскую культуру и образование, есть даже имя — Герман Греф. У этого высокопоставленного чиновника чувство прекрасного настолько своеобразно, что даже банкет по случаю своей очередной свадьбы он устроил не где-нибудь, а в Петергофском дворце. Способны ли люди, не делающие различия между историческими памятниками и сферой обслуживания, отстаивать государственные интересы в области культуры и образования?
      — Эти люди делают всё, чтобы снять с государства ответственность за культуру и образование своих граждан. А государство, которое экономит на своей культуре, на своём образовании, нищает, потому что никакие экономические меры, ни развитие промышленности, о котором мы больше слышим, чем реально наблюдаем, не решат проблемы страны. Мы сегодня уже не имеем квалифицированных и образованных рабочих, которых имели 15–20 лет назад.
      Все эти реформы образования рассчитаны на то, чтобы большую часть вузов перевести на систему самовыживания. А самовыживание — это платная система обучения. Как только возникнет платная система обучения, многие талантливые люди потеряют всяческую возможность доступа к высшему образованию. Кому это выгодно, для чего это делается, легко понять.
      Процесс всеобщей дебилизации, который осуществляется при помощи телевидения, пойдёт ещё быстрее. Вы посмотрите: нам демонстрируют стадионы беснующейся под пение эстрадных звёзд молодёжи. Можно подумать, что вся молодежь страны занята только этим. Но когда мы встречаемся со студентами в аудиториях вузов, мы понимаем, что это совсем другие люди, что им нужна нормальная культура, к которой они тянутся, но не могут найти источников.
      Государство несёт на себе ответственность за духовное воспитание народа, нельзя отдавать на откуп коммерческим структурам всё, что связано с культурой, образованием, сохранением национальных традиций не только русского народа, но и всех народов нашей страны. Пропаганда высокого искусства, подлинной культуры — это вопрос более важный, как это ни покажется, может быть, странным, чем вопрос развития экономики, промышленности и всего остального. Народ, который теряет свой язык, теряет национальные традиции и культуру, перестаёт быть народом, он исчезает.
      И я очень благодарен "Гудку" за то, что вы затронули эту тему. Потому что ваша газета — одна из немногих в России, которая сегодня проявляет заботу о собственном народе. Всё то, что в "Гудке" публикуется, можно читать, а главное — этому можно верить.

      Игорь Логвинов, спец. корр. "Гудка"
      Санкт-Петербург — Москва
      11 декабря 2004 года
Назад
Система «AHTAPEC»
Вперёд